Кабинет Министров Украины утвердил постановление, согласно которому отменяются бумажные носители свидетельств, подтверждающих права собственности на недвижимость.
На данный момент есть три вида процедур общения с реестром правовых отношений касательно недвижимости:
- процедура регистрации права собственности;
- получение справки из регистра;
- доступ к реестру с целью внесения изменений касательно статуса объекта недвижимости.
Процесс регистрации права собственности на объект недвижимости имеют право выполнять исключительно уполномоченные лица в лице государственных регистраторов, также нотариусы с помощниками.
Ранее нотариусам давалось право регистрации исключительно сделок по покупке либо продаже недвижимости, теперь же они уполномочены регистрировать право собственности на недвижимость, в том числе и вновь возведенную.
Обычным людям, в том числе и юристам, не совсем понятна процедура, по которой они смогут доказать свое право на собственность объекта недвижимости, если у них не будет на руках соответствующего документа, заверенного мокрой печатью, либо соответствующего государственного акта на специальном бланке.
Основная причина, по которой возникают волнения – недоверительное отношение к государству, а теперь оно еще и единственный владелец и хранитель документов, устанавливающих право собственности на недвижимость в электронном виде.
Новшества, связанные с документами на право собственности
По нововведениям законодательства документ, являющийся гарантией регистрации права на объект недвижимости, – это запись в соответствующем государственном электронном реестре.
Данное право регистрируется административными центрами, государственными регистраторами.
Недостатки системы
Со слов некоторых экспертов, лица, участвующие в сделке по покупке, продаже недвижимости, не имеют возможности осуществить контроль нотариуса, его действий насчет полного оформления сделки и занесения данных в государственный реестр, проверить информацию о том, что было передано право собственности недвижимостью другому лицу, и прочие моменты, касающиеся регламента переоформления собственности недвижимым имуществом.
Что касается регистрации на бумажных носителях, которой занимаются государственные регистраторы – это, бесспорно, значимый фактор, но, к сожалению, у владельца все-таки не будет в наличии никаких документов, удостоверяющих его право владения имуществом.
Несовершенство бумажного носителя
В свою очередь, юридические службы обращают внимание владельцев недвижимого имущества на то, что в действительности право вашего владения недвижимостью не может достоверно гарантировать даже бумажный документ, который имеет несколько степеней защиты. В итоге пострадать, помимо покупателя, может и так называемый собственник недвижимости, которого смогли обмануть люди, нечистые на руку.
На практике в судах встречались также моменты, когда в судебном порядке был отменен ряд сделок (до семи) по покупке-продаже недвижимого имущества в связи с тем, что самая первая сделка была оформлена незаконным путем. В таком случае незаконными считаются и все последующие перепродажи имущества.
Намерения возврата документа права собственности на бумажный носитель
Министерствами были предотвращены попытки незаконного завладения имуществом и бизнесом путем рейдерства. Так, на законодательном уровне планируется:
- возврат свидетельств, подтверждающих право владения недвижимостью. Так, владелец недвижимости добровольно может прийти с заявлением к регистратору с целью выдачи ему документа, который будет подтверждением его владения. В частности, при дальнейшем регистрировании в том случае, когда выданное первоначально свидетельство не будет предоставлено, процесс регистрации выполняться не будет во избежание двойной регистрации;
- запланировано незначительное ограничение принципа экстерриториальности. В процессе регистрирования недвижимого имущества нотариальные конторы и прочие регистрирующие органы проводят действия по регистрации в одной области, привязываясь к месту расположения недвижимости.
Также на законодательном уровне внесен проект закона, где в обязательном порядке предусмотрено нотариальное удостоверение перемены руководства либо изменений участников организации, в том числе и в сделках по продаже части предприятия.
Еще планируется усложнить процедуру открытия нового раздела в списке недвижимости и усиление уголовной ответственности за регистрирование незаконным путем либо двойную регистрацию недвижимого имущества.